heron_1

GranFondo Worlds 2021 - Days 6 and 7

- Весь шестой день, то есть воскресенье, был посвящен собственно тому, за чем мы приехали - велогонке Грэн Фондо. Утром мы приехали вместе на старт, я посмотрела как стартуют первые две волны, создавала шум и имитацию толпы болельщиков пока велосипедисты наматывали два круга по Восточному Сараеву, и спешила в Яхорину когда велосипедисты поехали первый раз на гору Требевич.
А потом я ждала супруга, а потом он приехал и грелся в душе. А дальше супруг приходил в себя, а я сливала ему фотки и видел и строчила посты в ЖЖ.

- Сегодняшний седьмой день состоял из поездки в аэропорт чтобы сделать тест PCR, затем мы ходили на гору Требевич, искали и нашли заброшенный австро-венгерский форт, паковали вещи. Теперь мы сидим смотрим телек и дегустируем мерзавчик сливовой ракии. Надо написать пост про опробованные местные спиртные напитки. Еще у меня остались неописанными Старый Город Сараева, главная мечеть города и крепости 16 века в черте города. Этим я займусь уже дома.

- Завтра мы летим домой. Йу-хууу! Там по нам скучают дети и собачка. Собачка точно скучает больше всех. Насчет детей не уверена.
heron_1

Форт Палеж. Октябрь 11, 2021



На карте-схеме у вершины горы Требевич мы неожиданно обнаружили объект, помеченный как Крепость. А раз крепость, то нам непременно надо. К тому же почему крепость? А я не знаю? Я ж перерыла весь интернет в поисках легкодоступных крепостей в окрестностях Сараева, на Требевиче ничего не было.
И мы отправились эту крепость искать. Карта на инфо-стенде была очень схематична, Гугл со Стравой соревновались в устаревшести карт и показывали несуществующие дороги, по которым потенциально можно было подобраться к крепости, но напрочь отказывались показывать какие-либо постройки в этом районе. Только аэрофотосъемка у Гугла показывала что-то подозрительное на опушке холма под названием Palezh. Вот туда мы и направились. Начали с дороги на Требевич, да, туда есть дорога, почти на вершину. С дороги на Требевич свернули вправо на гравийку, с нее опять в право на заросшую лесную дорогу, ориентировались по наитию и намекам от Гугла и Стравы. И неожиданно таки вышли к крепости! К настоящему форту, довольно новому на вид, то есть явно не 16 века постройка, с толстыми стенами, окнами-бойницами, бетонными перекрытиями, бетонной крышей. Понятное дело, что сейчас это здание полуразрушено и давно заброшено. Граффити внутри относятся аж к середине 50хх годов. Может и более ранние есть, но мы не искали.
Стало интересно что это вообще такое и почему. Оказалось, что это была часть фортификаций построенных в конце 19 века для защиты Сараево армией Австро-Венгерской империи. Вокруг Сараева и в самом городе есть еще несколько фортов разной степени заброшенности. Некоторые из них использовались во время первой мировой войны. Все они были покинуты Австро-Венгерской армией в 1918 году.
Конкретно про этот форт информации я не нашла, то есть кто его разрушил и когда. Но нашла инфу про точно такой же, который находится ниже в городе, восстановлен и используется как музей.
Это был guardhouse стандартного дизайна. Два этажа, две башни по краям, общая высота 7 м.
Вот тут есть описание идентичного строения
https://ww1sites.eu/index.php?id=35&tx_wwicaheritage_caheritage%5BcaHeritage%5D=15&tx_wwicaheritage_caheritage%5Baction%5D=show&tx_wwicaheritage_caheritage%5Bcontroller%5D=CaHeritage&cHash=702ca2d236e29029ada4970ded667194
http://opevneni.wz.cz/fraku/n03.html
heron_1

Mt. Trebevich hike. October 11, 2021



Total distance 9.42 km
Elevation gain 541 m
High point 1629 m

Когда мы только собирались в эту поездку я изучала вопрос коротких трейлов на ближайшие высокие горы. На Требевич надо было непременно зайти, потому что эту гору видно отовсюду и с нее видно все Сараево и многочисленные хутора и деревушки вокруг. Но я не могла найти никакой инфы про трейлы! Только про гондолу на гору. Сразу скажу, что гондола из центра города поднимается совсем не высоко, чуть ниже "шоссе" R446.
Пришлось все выяснять на месте. У подножия гондолы мы обнаружили карту-схему большинства тропинок на горе, а так же тот факт, что для того чтобы попасть на эти трейлы гондола в общем-то и не нужна. Все трейлы начинаются от гостиницы Pino Nature на R466. Там есть большая по местным меркам парковка, информационый стенд с картой-схемой и очень хорошая разметка. Тропинка на саму вершину называется Н1 и уходит прямо вверх по склону, пересекая два раза трейл T4. Т4 и Н1 встречаются у родника Dobro Vode. Дальше Н1 идет длинными пологими зигзагами старой дороги. Немного нудно, но зато идти легко. Вдоль тропинки стоят скамеечки для уставших и желающих отдохнуть. Незадолго до вершины стоит заброшенный дом, на другой карте он обозначен как приют, но он уже давно не функционирует как приют.
От бывшего приюта до вершины уже совсем недалеко. При выходе на хребет стоит еще один информационный стенд с описанием горы, истории походов и приютов на ней и так далее. А рядом есть еще одна карта-схема трейлов.
Погода сегодня была типично ванкуверская - мелкий дождь, густой туман и +0+3С. Посему видов с вершины не давали, а зря. Ну хотя бы снег, выпавший в последние два дня, успел по большей части растаять.
На самой вершине стоит столб с вот такой декоративной плитой:


Немного ниже вершины, там где стоят инфо-стенды, есть остатки каменных стен, назначение которых нам было непонятно. Мое предположение, что это остатки загонов для скота или пастушьих убежищ.
В целом нам понравилось. С видами было бы, понятное дело, лучше, ну уж что есть. Тропы размечены, расчищены, скамеечки даже есть, все для городских туристов.
heron_1

GranFondo Worlds 2021, October 10, 2021



Whoo-hoo! Оно свершилось! Димка проехал главную гонку и финишировал!
Distance 96 km
Elevation change 2336 m
Time 4:27:44
Place in age group 39th out of 48

Главной сложностью была погода, было очень холодно и шел дождь.
Утром в Яхорине был минус, за ночь еще подвалило снега. Мы минут 10 только машину грели и отскребали с нее ледовый панцирь и снег. На старте в Восточном Сараево было +4С, но хотя бы без осадков.
Гонка началась в 10 утра, велосипедистов выпускали четырьмя группами (М19-39, М40-49, М50-59, all females) с промежутком в 5 минут. Я болела за наших пока они совершали два круга по городу. Когда они все ушли на первый подъем на Mt. Trebevich, я села в машину и поехала в Яхорину. Ехать пришлось в объезд через Пале и Подграб, чтоб не мешать гонке. Прилетела в Яхорину к часу дня беспокоясь, что опоздаю к финишу супруга. Но оказалось, что самые первые финалисты еще в 10 минутах от финиша. Я ориентировалась на время, показанное велосипедистами вчера на Medio Fondo, но совсем забыла, что у них трасса была значительно проще.
Когда народ начал массово прибывать я пошла встречать мужа на финиш.
Вроде и Чемпионат Мира, и большая гонка, но все равно с финишем в Вистлере не сравнить. Впрочем, +0С с дождем тоже не способствовали поднятию настроения и массовым гуляниям.
Велосипедисты прибывали совершенно заледеневшие, многих трясло от холода. Организаторы предоставили весь нижний этаж гостиницы для велосипедистов, чтоб они могли переодеться и отогреться, но все равно, с горячим душем это не сравнится. Мы еще раз порадовались правильному выбору отеля. Димка приехал и сразу ушел в душ греться (нет, без велосипеда, велосипед оставили внизу в хранилище).
В целом он очень доволен гонкой и своим результатом. Это был очень интересный опыт.
Для более интересных результатов стоит, конечно, нанимать тренера и целенаправленно тренироваться по плану и под контролем. Но для "rolled out of bed and went to compete in Gran Fondo" результат все равно очень неплохой.

Еще немного гоночной статистики:
Всего участников - 316
Не начали гонку - 7
Не закончили гонку\сошли с дистанции - 40
Один человек попал в больницу с переохлаждением.
heron_1

GranFondo Worlds 2021 - Day 5

- Утро началось с очистки машины от снега и льда. Погода даже не думала улучшаться, ночью шел снег и к утру его насыпало прилично. Ввиду дурной погоды и велогонки завтра супруг решил не совершать никаких велозаездов, а посвятить день культурной программе.

- Сначала мы посетили Римский мост. Потом Источник реки Босны.

- Затем мы снова приехали в Старый Город чтобы докупить сувениров детям. Обошли старый базар еще раз, ничего интересного не нашли. Интернет советовал нам покупать изделия из натуральной шерсти, сумки из натуральной кожи, коврики ручной работы, кофе и специи. Специй мы не нашли вовсе, не знаю куда они делись, их там нет. Коврики-сумки нам не нужны. Хотели купить детям шерстяные носки с местными узорами, но эти самые шерстяные изделия оказались сделанными как-то нарочито грубо, толсто и жестко. А так же далеко не все, что выдавалось за шерсть, было шерстью. Одна тетенька мне упорно утверждала, что носки из толстого хлопка это таки шерсть. Ну да, можно подумать я никогда шерстяных носков не видела. В общем, остались дети без носков.

- После Старого Города мы поехали смотреть Биямбарские пещеры.

- На дороге от пещер до отеля за руль села я. Надо ж было потренироваться перед днем велогонки. Я, конечно, водила стандарт 15 лет, но уже два года у меня перерыв, да и каждая новая машина с ручной коробкой передач ведет себя немного по разному. Ну и к габаритам надо было привыкнуть. Шкода Скала оказалась очень приятной машинкой, динамичной, быстро реагирующей на действия водителя. Единственная проблема, в ней очень плохо слышно двигатель, а я привыкла водить на слух. Тут же мне не слышно, когда двигатель начинает возмущаться, надо смотреть на тахометр. Ну и передачи у нее очень "узкие". Скажем, что на нашей Мазде, что на ИксТерре 60 км\ч это третья передача, а тут лучше включить 4ю, потому что на третьей движок начинает визжать.

- Но самое удивительное событие дня случилось вечером во время гала-ужина. В общем-то на гала-ужин идти было не обязательно, но супруг подумал, почему бы и нет. И мы пошли.
Столы были сервированы с полным набором столовых приборов для обеда из 5 перемен блюд. Рассаживали гостей по спискам. Нас посадили за стол #2. Сначала мы не поняли подвоха, но потом оказалось, что нас посадили за стол с друзьями и родственниками организаторов чемпионата! А за столом #1 сидели всякие высокопоставленные лица типа мэров городов, всяких чиновников и директоров разных компаний, обеспечивающих проведение этого чемпионата мира. Как мы, два совершенно левых чувака, оказались в этом окружении мы так и не поняли. Видимо по ошибке.
А знаете кто был нашими ближайшими соседями (и единственными людьми, говорившими на английском)? Никогда не догадаетесь. Roland Gilles, бывший посол Франции в Боснии и Герцеговине, генерал Французской армии, ныне вице-мэр его hometown на юге Франции, и его жена Claudia Carcerone de Carvalho, бразильянка, многократная чемпионка мира по cyclocross и road bike, чемпионка Франции по road bike среди Masters. Вот это знакомство! Я еще ни разу не встречалась с послами иностранных государств, пусть и с вышедшими на пенсию.
heron_1

Bijambare caves. October 9, 2021



Суббота была полностью свободна, но старый город и ближайшие достопримечательности мы уже обошли. Старый город обошли дважды. Музей в старом городе снова закрыт. Погода дрянь. Ехать смотреть достопримечательности в другие города не хочется совсем, потому что вождение по местным горным дорогам очень медленное и утомительное. Это вам не первый хайвэй, тут больше 80 км\ч все равно не разгонишься, даже если захочешь. Посему мы поехали смотреть на природные достопримечательности, которых у нас нет - пещеры и прочие карстовые явления. Можно, конечно, поспорить, мол, как это нет у нас в БиСи пещер, очень даже есть, весь остров Ванкувер ими изъеден, да и в Скалистых горах их хватает. Да, есть, но таких как тут нет. Наши пещерки на острове Ванкувер слишком молоды. Они узкие, маленькие и с минимумом натечки. А тут, оооо, тут такие пещеры! У меня даже клаустрофобии не было, они ж больше тоннеля метрополитена!
Мы ездили в ближайшие к Сараево - Биямбарские пещеры.
Вход в парк стоит 2 марки с лица, вход в пещеру стоит еще 3 марки, парковка бесплатна. От парковки до пещер примерно 2 километра. Их можно пройти пешком, а можно проехать на "автопоезде" за 1 марку с лица. Мы пошли пешком, потому что автопоезда все равно не было видно, ждать же на ветру и под дождем мы совершенно не хотели.
И правильно сделали, что пошли пешком. Кроме главной туристической пещеры в парке есть еще на что посмотреть. На средневековые надгорбные камни, на другие пещеры системы. Фонариков, понятное дело, у нас с собой не было, скалолазного снаряжения тоже, посему нам были доступны только очень простые пещеры. Всего пещер комплексе на сегодняшний день найдено 8. Первую мы так и не нашли, хотя старательно искали. Видимо, к ней нет тропинки, а ломиться сквозь мокрые кусты в городской одежде нам не хотелось. Вторая пещера оказалась sinkhole, куда спуститься можно только на веревке. В третью можно войти, но без снаряжения далеко не продвинуться, так как присутствует крутой сброс вниз неизвестной длины, где в темноте шумит ручей. Четвертая и пятая находятся выше по склону, и к ним надо идти отдельно. Мы же дошли до конца асфальтированной дороги и вышли к ресторану. Ресторан по случаю межсезонья и дурной погоды функционирует в очень ограниченном режиме. Но мы замерзли и были голодны, посему заказали там кофе с блинчиками. Получили холодные блинчики с шоколадной начинкой, зарядились сахаром и кофеином и пошли смотреть главную пещеру.
В главную пещеру пускают раз в час, собственно именно поэтому мы сначала развлекались исследованием других пещер и питием кофе.
Средняя Биямбарская пещера, конечно, поражает воображение. Она огромна, ее длина 420 м, главный зал, называемый Концертным Залом, имеет диаметр около 60 м, и от 15 до 30 метров в высоту. У меня стопиттцот фоточег, но тут я из все вывалить не могу, выложу в ФБ и ИГ когда домой вернусь.


После этой пещеры мы пошли посмотреть на ее двух соседок - Горная пещера (Верхняя) и Нижняя пещера. Верхняя пещера находится выше Средней, она значительно меньше, сухая и в ней неожиданно оказалось тепло. Мы даже остановились погреться. Именно в ней были обнаружены каменные орудия труда первобытных людей. Нижняя пещера очень мокрая, в нее стекает ручей. Я не уверена далеко ли в нее можно пройти, у нас не было подходящей обуви, чтобы ходить по ручьям, посему мы в нее не пошли. В общем-то, там и не предполагается, что туристы будут спускаться в эту пещеру.
Мы были в восторге от парка. Пещеры полностью компенсировали нудность дороги к ним и жуткий траффик в Сараево, через который мы продирались почти час.
heron_1

Vrelo Bosne. October 9, 2021



А еще мы сегодня посетили парк имени Источника реки Босны. Посмотрели как река вытекает из-под горы Игман, вот прям из земли сразу большим потоком, да не одним. В парке сразу несколько ключей, сливающихся в одну реку. Один большой и мощный источник (выше на картинке), много источников поменьше родников, и большое озеро, наполняемое, похоже, ключами на его дне.
Там очень красиво и ухожено. В озере плавают лебеди, которые совсем не боятся людей. Везде проложены дорожки, мостики через речку и ручьи, есть скамейки, беседки, детская площадка, ресторан. Очень приятное место для прогулок, большой городской лесопарк.
Вход в парк стоит 2 марки, парковка 1 марка за час.
heron_1

Римскй мост. Илиджа. 9 октября, 2021



В отличие от Латинского моста в самом Сараево Римский мост в Илидже таки действительно почти римский. Он построен турками Оттоманской империи в 1530-1550 гг из обломков моста и других построек оставшихся со времен Римской Империи. Длина моста около 40 м, ширина 4.5 метра. Это один из четырех старейших каменных мостов в Большом Сараево.
heron_1

GranFondo Worlds 2021 - Day 4



- Заглавной картинкой сегодняшнего поста должна была быть другая, но будет эта, потому что снегопад под вечер это самое большое впечатление дня. Димкина велогонка послезавтра, и тогда тоже обещают снег!!! Вот в снегу мы еще ни разу не гонялись... Мы, конечно, тут на горнолыжном ресорте, но что-то рановато у них сезон начинается.
Ввиду дурной погоды организаторы гонки приняли решение немного сократить маршрут и убрать одно из колец по горе Требевич. Маршрут тот же самый, но километров на 30 короче и общий набор высоты на 700м меньше. В таком варианте это уже то же самое, как Ванкуверский Triple Crown, а это супруг уже ездил, хотя и не в снегу. На старте точно снега не будет, будет холодно и, возможно, мокро, но финишировать в снегу как-то тоже не фонтан.

- Ввиду гадкой погоды мы еще раз порадовались что выбрали правильный отель для постоя. Мало того, что в этом отеле живут все комиссары (cycling officials), тут же находится офис гонки, проводится выдача номерков, регистрация участников, официальные митинги и торжественный ужин, но и финиш гонки будет прям перед дверями отеля! Очень удобно, когда все рядом и далеко ходить не надо.

- Ну после вечернего снегопада уже как-то не интересно писать, что ночью снова лило со страшной силой, утром опять был густой туман, мелкий дождь, ветер и холодно. Прям ванкуверская погода, блин. При таких вводных первоначальная идея супруга выехать из отеля, спуститься вниз и проехать горное кольцо маршрута перестала ему нравиться и была заменена на другую. Поскольку важно было узнать качество дороги для спуска, чтобы знать где на гонке можно гнать, а где тормозить и какие есть подвохи для велосипедиста не очевидные из окна машины, то мы спустились вниз в Восточное Сараево к месту старта гонки чтобы оттуда подняться по R446a до развилки с R446, то есть по маршруту спуска до начала собственно спуска, и оттуда вернуться обратно. Почему не сделать кольцо как положено с подъемом по R446 и спуском по R446a? Потому что погода была слишком плохая, верхняя половина R466 была в густом тумане, дорога там узкая, кривая и в колдобинах, одному велосипедисту слишком опасно ехать с обычным траффиком. А R446a шире, менее кривая, с хорошим асфальтом, велосипедиста там лучше видно.

- Пока супруг катался я вышла на пробежку. Сегодня меня наконец начал отпускать этот мерзкий вирус. Я планировала бегать через день или чаще, но вирус меня скосил посему последняя пробежка была неделю назад. Я хотела пробежать 5 км, чтоб не перенапрягаться.
Начало гонки находится в полу-спальном районе, гуглопоиск показал ближайший стадион черт знает где, значит бегать придется по улицам. За все поездки в Сараево и Пале я ни разу не видела бегунов на улицах, тут не как у нас, когда в любое время суток в любой день обязательно встретишь 3-5 бегунов разных возрастов и полов. Но как оказалось местные тоже бегают по улицам, посто меньше, чем у нас. Я решила бегать вокруг микрорайона, обежала половину и неожиданно обнаружила настоящую беговую дорожку во дворе одного из комплексов многоэтажек. Вау! Вот это круто. Жилой комплекс как (в России), с большим двором, и в этом дворе спортивный комплекс из баскетбольной и волейбольных площадок, детской площадки, декоративного фонтана еще чего-то и вокруг всей этой красоты идет резиновая беговая дорожка, как на стадионе, только формой не овал, а овалоподобный многоугольник, и местами пересекается плиточными дорожками. Длина трека почти правильная, чуть больше 400м, думаю метров 430 (ГПС все равно привирает, так что может и 400). Вот по этому треку я и осталась бегать, все лучше, чем по асфальту. Набегала свои 5 км и вернулась к машине. Пробежку стоит признать успешной, хуже мне не стало. Завтра надо бы еще побегать хотя бы те же 5 км или может больше.

- После велозаезда и пробежки мы вернулись в отель, потому что идти куда-то в Сараеве, оставляя велосипед в машине, не очень то хотелось. А в отеле делали ровным счетом ничего осмысленного.

- Устав ничего не делать и смотреть местный кулинарный канал мы оделись потеплее и пошли гулять по Яхорине в тумане и под дождем, все как мы любим. Я хотела разведать дорогу в южную часть деревни из верхней части нашей. Дорогу нашли, гравийную, однополосную, а вдоль нее самые разные коттеджи. Нашли еще один заброшенный отель с большой и, что очень не маловажно, горизонтальной территорией. Очень странно, что такое отличное место простаивает, тогда как в других частях деревни застраивается каждый клочок земли, на который можно хоть что-то втиснуть. В нашей части деревни не ко всем шале можно подъехать на машине, потому что там просто места нет для подъездной дороги или слишком вертикально для машины. В тумане заброшенные здания выглядят особенно мрачно и таинственно.


- Никак не могу привыкнуть ко вкусу местного кофе. Он какой-то странный, не кофейный вовсе, но супруг утверждает, что это не только нормальный кофе, а очень даже хороший кофе. Причем этот вкус везде, и в отеле, и в кафе в городе. То есть дело в сорте кофе. У нас я такой один раз купила в Суперсторе в отделе ethnic food, на упаковке было что-то по арабски, но английские надписи утверждали, что кофе бразильский. Вот он имел точно такой же вкус. Я тот кофе от неожиданности вообще выплюнула. В ресторане у меня было больше самоконтроля, посему кофе я таки проглотила, но удовольствия не получила. Что они делают с этим несчастным кофе, что он теряет кофейность и приобретает какие-то оттенки подвала и грибов?.. Я вообще в нем кофе не чувствую.
heron_1

GranFondo Worlds 2021 - Team Relay Race, October 7, 2021



В четверг супруг неожиданно участвовал в командной эстафете. Это заранее не планировалось, так как своей команды у нас нет, а возьмут ли его в сложившуюся команду или нет было под вопросом. Всего из Канады приехало 20 человек, из них уже была одна команда, сложившаяся ранее. Но к вечеру среды сложилась еще одна команда, в которую и попал супруг.
Эстафета была не стандартная UCI relay, а какой-то гибрид criterium race и эстафеты. Участникам надо было по очереди проехать три круга по улицам города по 2 км каждый. То есть классический crit - дистанция круга 2 км, техническая трасса с крутыми поворотами (сложности добавлял мокрый асфальт и дождь), но не индивидуальный, а командный. В командах по 4 человека.
С первой канадской командой была небольшая проблема, у одного из их велосипедиста не было велосипеда. Он приехал только на time trial, соотв. и велосипед у него был для time trial, а такие велосипеды запрещены в любых других видах гонок. Но супруг их спас, одолжив для гонки свой велосипед, туфли и шлем. Чтобы этот номер сработал гонщик первой команды шел первым, а супруг был последним гонщиков второй команды.
После первого раунда, когда первые гонщики закончили свои три круга, обе канадские команды были в лидерах. Первым пришел немец, за ним два словенских гонщика, а за ними канадцы. На втором этапе первая канадская команда вышла на третье место, а вторая опустилась куда-то в середину, на первое место вышли словаки, немцы куда-то исчезли. После третьего этапа словаки все еще были впереди, канадцы третьими, а вторая канадская команда упала на предпоследнее место. Поднять с такой глубины команду куда-то повыше к поверхности было уже не реально, тут бы удержаться хотя бы там где есть. Выиграли гонку словаки, на втором месте была вторая команда словаков, на третьем первая команда Канады. Но потом оказалось, что одну из словацких команд дисквалифицировали, посему канадцы получили второе место.
Ну что, опыт был интересным, и к победе канадской команды мы тоже приложили руку, ну не руку, велосипед. :-)