Short road trip to Oregon

А на пасхальные выходные мы езили на побережье штата Орегон. На базальты реки Коламбия посмотреть, в песке поиграть, в океане ноги намочить.
Меня до сих пор распирает от восторга от увиденного, ведь это всегда здорово увидеть в живую то, про что читал, что даже не знаю с чего начать. Геология побережья очень любопытна, но, полагаю, что кроме меня мало кому интересна. Кто еще тут будет часами рассматривать контакт двух слоев базальта, где более старый уже начал превращаться в почву и выветриваться, а новый сформировал идеальные шестигранные колонны или речной обрыв, где чередуются слои торфа, гравия, песка, глины, опять торфа, песка, глины, не успевших превратиться в торф бревен, песка и т.п.? Вот и я про то же - мало кто. Посему вкратце опишу наш маршрут, а картинки базальтов покажу отдельно.
План был такой:
пятница - пересечь границу, проскочить по I-5 до реки Коламбия, свернуть к океану, а там остановиться куда успеем доехать, ну, скажем в Cannon beach или южнее.
суббота - доехать до Флоренции, рассматривая по дороге все что есть интересного, поискать агаты на Агатовом пляже.
воскресенье - повернуть обратно домой, проехать вдоль реки Коламбия по 30-му (историческому) хайвэю, любуясь базальтовыми колоннами водопадами, заехать к Mt. St.Helen и к Mt.Rainier, купить продуктов в Костко (optional) и вернуться домой.
Как оказалось это был весьма оптимистичный план, плохо сочетающийся с реальностью первых весенних длинных выходных. Реальность была такова, что на границе мы застряли на 3,5 часа, затем плелись неспеша в плотном траффике почти до самого Longview. Посему за пятницу смогли доехать только до Астории, да и то поздно вечером. Сразу поселились в отель и быстро уснули. Зато отель был на самом берегу реки, прям под мостом, через устье. Какое оно огромное!

Проснувшись утром решили ехать дальше на юг, оставив прогулку по историческому даунтауну Астории на какой-нибудь следующий раз.
Первой остановкой субботы стал Ecola State park рядом с Cannon Beach.
Геологическая справка
Все-таки без геологической справки не обойтись. Большая часть штата Орегон, как и Британская Колумбия, не являются "родными" Северо-Американской плите. Он так же состоит из разнообразного происхождения террэйнов, "налипших" на плиту, по мере ее продвижения на запад. Конкретно северо-западная часть штата образована Siletz terrane, прибывшим 60 млн. лет назад. Этот террэйн сформировался похожим на Гавайи образом, как серия вулканических островов на океаническом дне на месте hot spot. Состоял преимущественно из подушечных базальтов (pillow basalts, базальт извергнутый под водой) и морских осадочных пород. После присоединения к северо-американской плите эти вулканические породы стали покрываться толстым слоем песка, гравия, грязи и т.п. смываемых с континента, пока не образовали приличную толщу осадочных пород. Все это впоследствии было смято и приподнято тектоническими силами, связанными с продолжающимся столкновением плит, и образовало Прибрежный Хребет. Через несколько миллионов лет северо-американский континент "наполз" на hot spot, что вызвало масштабные извержения и интрузии магматических пород. Собственно, эти интрузивные породы и составляют многие достопримечатльности Орегонского побережья, например, Tilamook Highlands, Cascade Head, Cape Perpetua и т.д. А 17 миллионов лет назад страто-вулканизм неожиданно уступил место трещинному вулканизму. На поверхность земли излилось огромное количество жидкой базальтовой лавы, покрывшей почти три штата. И хотя эпицентр извержений был далеко на западе, на границе с Айдахо, но лавовый потоп был настолько катастрофичным, что потоки жидкого базальта легко достигали побережья. Извержения продолжались более 10 миллионов лет и общая толща извергнутых пород составляет почти 2 км. Смотреть на эти 2 км во всей их красоте надо на Columbia river plateau ближе к северо-востоку Орегона, а здесь на западе можно увидеть только небольшую часть, например, в Columbia river gorge, ну и на побережье немного.

Так вот, Ecola state park.

Утесы в море это остатки интрузивных даек. На них гнездятся разные морские птицы. Но скажу сразу, что обещанных топориков (tufted puffins) мы не видели, видели только чаек и бакланов.

Этот маяк работал с 1880 до 1957. Ныне в нем располагается частный колумбарий, а сам островок признан заповедником.

Indian beach

Поиграв на пляже, промочив ноги и штаны (это я, свалилась в ручей, пытаясь сфотографировать особенно интересный обрыв), поехали дальше.

Haystack rock (Cannon beach)

Nehalem Bay (view from hwy 101 viewpoint)

В местечке Tilamook посетили самый большой в штате сыроделательный завод. Посмотрели как делают сыр в промышленных количествах, попробовали продукцию. Съедобно.

Заманившись обещаниями путеводителя о бесплатных пробников вина и сыра заехали на маленькую ферму Blue Heron Dairy. Оказалась классическая tourist trap. Хотя копченый бри у них ничего.

Путеводитель рекомендовал ехать по берегу по Three Capes scenic loop через Cape Meares, Cape Lookout и Cape Kiwanda.
На мысе Мирес стоит маяк.

Самый маленький маяк на орегонском побережье, всего 38 футов высотой. И хотя он в полностью рабочем состоянии, но по назначению не используется. Внутри располагается мини-музей и магазин с сувенирами. Две милые дамы в магазине подарили детям наклейки с маяком и по простому карандашу, чему дети были несказанно довольны.

Three Arch Rocks. Заповедник. На них находится одна из самых больших колоний топориков и тонкоклювых кайр (common murre), но мы не видели ни тех, ни других, как ни смотрели в бинокль и телевик.

Дальше мы намеревались остановиться на мысе Киванда, но каким-то образом мимо него промахнулись. Доехали до Netarts, следовали главной дороге и неожиданно для самих себя снова оказались в Тиламуке. Пришлось пропустить песчанниковые формации Киванды и ехать дальше на юг. Дети тем временем уснули и перестали донимать нас вопросами когда мы наконец приедем на пляж играть в песочек. Никто уже не мешал останавливаться на каждом вьюпоинте и смотреть по сторонам.

Boiler bay viewpoint

Cape Foulweather

А вон тот дальний мыс это Yaquina head.

Devils PunchBowl. Любопытная формация. Волны пробили дыру в песчаннике. Зимой в шторм волны из этой дыры должны бить фонтаном.

Devils PunchBowl and Otter rock

К вечеру мы доехали до Yaquina Head Outstanding Natural Area.

На самом краю мыса стоит маяк, самый высокий в Орегоне, 93 фута высотой. Построен в 1873 году, до сих пор работает с оригинальными линзами.

На экскурсию в маяк мы не успели, зато вдоволь насмотрелись на птиц. На утесах к западу от мыса гнездятся бакланы - бакланы Брэндта и беринговы бакланы.

Над ними кружилось штук 6-7 грифов-индеек (turkey vultures). Не знаю чего они там караулили, но фотографироваться не желали.

От маяка мы спустились на галечный пляж. Пляж интересен тем, что вся галька черная базальтовая. Базальт настолько мелкозернистый, что кристалликов не видно даже в 16-кратную лупу, почти стекловидный. Должен легко полироваться. Голыши на пляже уже выглядят как после плохой полировки.

Кроме маяка и птиц на мысе есть мини-музей, чтобы туда пойти мы разбудили детей, чему дети не сильно обрадовались, но в музей пошли. Затем они стали требовать играть в песке и делать пасочки. Спустились к пляжу в Lower quarry. Там встретили тюленей, отдыхавших на камне, но песка было преступно мало, так как его уже закрыл начинающийся прилив.

Погода тоже, в общем-то, стала совсем не пляжной. С океана натянуло тучи, похолодало, ветер, дувший весь день с моря, вообще стал ледяным, но дети были непреклонны - обещали пляж с песком, давайте. Да и я давно целилась на пляж к северу от Ньюпорта под названием Agate beach, где интернет-источники обещали настоящие орегонские агаты. Нда, пляж оказался несколько не тем, что я ожидала. Ожидался галечник с некоторым количеством песка, а не полоса песка полкилометра шириной, где просто камни то найти проблематично, не то что именно агаты. Ехидный супруг предложил мне взять лопатку из машины и начать копать. Какая лопатка, там экскаватор нужен. Пока дети настойчиво строили бассейн и делали пасочки в холодной мокром песке сидя на ледяном ветру мы с супругом слонялись вокруг, пытаясь найти хоть что-то интересное. Минут через 40 дети объявили, что наигрались и готовы идти в машину греться. В машине мы обсудили еще раз план путешествия. Стало очевидно, что до Флоренции нам не доехать, а если доехать, то домой возвращаться придется уже в понедельник. Посему решили выходить на I-5 и в воскресенье ехать обратно. С пляжа сразу поехали на восток так и не посмотрев Ньюпорт, ибо было уже довольно поздно. Поужинали по дороге в каком-то мексиканском ресторане. Вкусно, обильно и недорого. Дети, правда, есть ничего не стали, зловреды. Ночевали в городке Корвалис, в мотеле. Городок вроде довольно большой, однако, мотель почему-то нашелся далеко не сразу.

Воскресенье началось с проливного дождя. У нас по началу была слабая надежда, что дождь кончится, облака развеются и мы таки увидим Mt.St.Helen и Rainier, однако, этого не произошло, посему довольствовались поездкой в Каньон реки Коламбия по старому хайвэю номер 30.
Геологическая справка
Каньон достаточно "молод". Он был "пропилен" до таких размеров всего-то во время последнего оледенения 15-13 тыс. лет назад. Создали его потоки воды, вырвавшиеся из озера Миссула (Glacial lake Missoula), которое было образовано ледником, запрудившим Clark Fort river. Ледниковая дамба время от времени не выдерживала напора воды и разваливалась. Случался катастрофический потоп, смывавший все на своем пути. По разным оценкам мощность потока была от 17 до 60 кубических километра воды в час. На равнинах вода разливалась, затопляя большие области, в узких местах ускорялась, создавая глубокие каньоны. Высота Crown point (где ныне стоит Vista House) 700 футов над рекой, ширина каньона в этом месте всего 1,5 мили, во время потопов вода поднималась выше этой скалы.

Старый хайвэй проходит по живописным местам, да и сам весьма симпатичен. Чего только стоят ажурные мосты через ручьи, пункты отдыха вдоль дороги (Vista house, Multnomah lodge), оградки вдоль обрывов.
Жаль, что времени было мало, но вот что успели посмотреть.
Vista house. Внутри большой зал, уборная, сувенирный магазин, мини-музей.

Latourell Falls

Shepherd's Dell Falls

Wahkeena Falls

Multnomah Falls

На этом картинки заканчиваются. Время поджимало, надо было поворачивать обратно.
Дальше была долгая и нудная дорога домой по I-5, под дождем. Дети безобразничали на заднем сидении, горланили песни, кидались друг в друга игрушками, раскрашивали раскраски, разбрасывали фломастеры по машине, потом смотрели Улицу Сезам на русском на папином компьютере, спали, потом снова безобразничали. Были очень рады, когда их выпустили из машины дома. Они вообще были не в большом восторге от поездки. Красоты природы их не особенно интересовали, в гостинице и на пляже мы были с их точки зрения преступно мало, на детских площадках не были вообще, в море не купались, красками не рисовали. Что эти взрослые понимают в хорошем отдыхе?..