? ?
Что вижу, то пишу
Геология острова Тексада (Texada) 
23rd-Mar-2010 10:02 pm
heron_1
Вот чем бы мне еще заняться как не попереводить на русский геологические тексты...
Тексада одно из самых сильно минерализованных мест в юго-западной Брит. Колумбии. Просто отличное место для коллекционеров минералов. Очень хочу туда поехать летом, желательно вооружившись книжкой Аманды Мартинсон A Field Guide to the rocks and minerals of Texada Island.
А пока у меня есть описание геологии острова собственной компиляции и перевода. Все источники текстов и картинок будут указаны в конце.



Остров Тексада находится примерно в 120 км к северо-западу от Ванкувера в проливе Джорджия между материком и островом Ванкувер. Это один из островов под общим названием Gulf Islands.
Остров характеризуется низким рельефом с качеством выхода\обнажения пород от бедного до среднего из-за различной толщины ледникового тиля. Климат в среднем мягкий, среднегодовая норма осадков в пределах от 70 до 100 см, выпадает большей частью поздней осенью и зимой.



Тексада лежит на восточном краю и террэйна Врангелия (Wrangellia terrane) и Островного пояса (Insular Belt). Он в основном подстелен вулканическими породами формации Тексада среднего и позднего Триаса, которые в северной части острова согласно известняком от 60 до 500 м толщиной, принадлежим формации Мраморного Залива позднего триаса. Оба эти юнита соответствуют формациям Кармутсен и Куатсино Ванкуверской группы острова Ванкувер.
Формация Тексада\Кармутсен большей частью включает в себя слои подушечного и сплошного, амигдалоидного и сферолитового базальта с прослойками брекчии; в районе Сюрприз-горы имеется субгоризонтальный юнит столбчатого базальта 15 метров толщиной. Ближе к вершине формации слои базальта и брекции содержат тонкие, прерывистые прослойки известняка, содержащего окаменелости (fossiliferous limestone). Эта формация несогласно перекрывает Палеозойские осадочные породы группы Сикер, обнаженные на южной оконечности острова. Формация Куатсино\Мраморного залива представляет собой мощный слой известняка меняющегося от сплошного к слоистому не\согласно (два моих источника в этом месте дают прямо противоречивую информацию, один говорит, что известняки согласно перекрывают базальты, а другой, что несогласно. поскольку за "согласно" говорит GSC, то беде считать этот вариант правильным) лежащий на базальтах. Породы средней и верхней Юры Островного плутонического комплекса (Island Plutonic Suite) внедряются\интрудируют эту последовательность так же как и более поздний, возможно Третичного периода, комплекс даек (dyke=дайка), рассекающий все юниты с востока на запад.
Основными структурными элементами являются складчатость и разломы, случившиеся до вторжения Островного плутонического комплекса. Известняки и, в меньшей степени, базальты деформированы в серии широких, идущих на северо-запад открытых складок, погружающихся к северу. Три северо-западно-ориентированных линеамента, разломы Идеал, Холли и Мраморный Залив рассекают группу северо-восточно-ориентированных разломов. Структуры, ориентированные с востока на запад, являются самыми молодыми и контролируют наложение даек Третичного периода.
Минерализация на острове встречается в двух основных видах - скарны и кварц-карбонатные вены. И хотя вторые привлекли внимание первыми, именно скарны явились источником большей части полезных ископаемых, добытых на Тексаде.
Минералогия скарнов очень разнообразна и сложна, однако, может быть разделена на 2 базовых типа: богатые железом и богатые медью и золотом. Железоносные скарны сконцентрированы вдоль контакта формаций Мраморного залива и Тексады, границ кислого штока Gillies и еще кое-где. Богатым магнетитом породам, расположенные близко к штокам, как правило сопутствует обильный гранато-пироксено-амфиболитовый скарн, тогда как более отдаленные месторождения имеют меньшую скарновую оболочку. Контакт между скарном и неизмененной породой как правило очень четок. Зонирование состоит из бесплодного скарна у границы с интрузией постепенно переходящего в магнетитоносный скарн, а затем и в мрамор. Местами у внешних оболочек скарна, прилегающих к мрамору и известняку, встречаются пирит и халькопирит.
Золото-медные скарны более широко распространены и имеют более разнообразную минералогию. Встречаются повсюду в известняковом юните и в общем чаще ассоциированы с более мафическими (щелочными) диоритовыми интрузиями. Наиболее значительные из этих месторождений ассоциируются с разломом Мраморного Залива к юго-востоку от готода Ван Анда. Главные рудные минералы - халькопирит и борнит с разнообразными, но незначительными включениями молибденита, пирита, магнетита и сфалерита.
Кварцевые и карботнатные вены, несущие разнообразный набор цветных и ценных металлов, большей частью расположены в или около северо и северо-западно ориентированных разломов и зон смещения, прорезающих Кармутсенские базальты в районе Сюрприз-горы (Surprise mtn.) Минерализация включает пирит, халькопирит, галенит, сфалерит и золото.



стория добычи полезных ископаемых на Тексаде ведет свое начало с конца 19 века, когда в кварцевых венах на Сюрприз-горе было обнаружено золото. Эта находка привела к дальнейшим открытиям месторождений золота, меди и железа, а так же к развитию нескольких шахт на рубеже столетия.
Двумя наиболее значительными производителями были Texada Iron Mines (примерно 10 миллионов тонн железнорудного концентрата и 1897 унций золота было произведено до закрытия шахты в 1977г) и Marble Bay Mine, которая произвела 50001 унций золота за период с 1899 по 1929 гг. В целом с 1896 по 1976 гг разработки полиметаллических скарнов принесли 10 миллионов тонн магнетитового концентрата, 35898 тонн меди, 3.3 тонны золота и примерно 40 тонн серебра; по контрасту с ними кварцево-карбонатные вены были относительно бесплодны. После 1976 горные работы на острове практически прекратились, кроме добычи известняка для производства цемента и извести.





Источники:
http://www.empr.gov.bc.ca/Mining/Geoscience/PublicationsCatalogue/OpenFiles/1990/Pages/1990-3.aspx
http://texadaisland.blogspot.com/
http://www.texada.org/
http://www.sunshinecoastcanada.com/
http://slowcoast.files.wordpress.com/2009/06/geology-map-of-texada-amanda-martinson.jpg

Comments 
24th-Mar-2010 09:19 am (UTC)
Умеете вы, геологи, ввести в трепет... теперь при взгляде на идиллический остров будут представать пред мысленным взором не пейзажи и не легенды, а скарны с интрузиями
24th-Mar-2010 03:32 pm (UTC)
под каждым пейзажем есть дайки, интрузии, батолиты, складчатость и разломчатость, по одному или все вместе :-))
25th-Mar-2010 02:54 am (UTC)
не совсем по теме. А ты в UBC была? Там на факультете геологии есть мини-музей, и книжки разные продают, и помочь с определением камней обещают.
25th-Mar-2010 03:42 am (UTC)
нет, не была. Я в ЮБиСи только в ЧГК играть приезжала и в антропологический музей имени местных индейцев.
25th-Mar-2010 06:24 am (UTC)
посмотри вот http://www.eos.ubc.ca/resources/museum/

там у них разные мини конференции бывают, доклады. Можно наборы камней заказать.
Мы с мелкой там как-то тусовались, камешки смотрели :)
25th-Mar-2010 03:02 pm (UTC)
спасибо
25th-Mar-2010 04:31 am (UTC)
Не в обиду: вы геологию изучали на русском языке?
25th-Mar-2010 03:02 pm (UTC)
нет. пользуюсь тем, что мне выдает www.multitran.ru, у них словарей больше, чем у яндекса. Много ляпов?
26th-Mar-2010 05:45 am (UTC)
Тому, кто читал всю жизнь технические тексты, перевод не понравится. Смысл, конечно, понятен. Но для профессионала такой текст непригоден. Все это нужно писать совсем другим языком. Механический переводчик не знает специфических фраз и выражений. Короче, по-русски геологические тексты так не пишут. Еще раз приношу извинения за критику. Просто случайно увидел, резануло глаз... не обижайтесь.
26th-Mar-2010 02:43 pm (UTC)
я не использую механический переводчик, я словарем электронным пользуюсь. Спец. фраз и выражений для геологии действительно не знаю, я математик\ИТ-шник. Перевожу для собственного удовольствия, так лучше запоминается и в голове укладывается. Намерения писать технический текст не было, как раз наоборот, хотелось более человеческим языком изложить. Геология для геологов на русском это совершенно зубодоробительное чтение. На английском, впрочем, тоже, но он уже понятнее, да и тут больше геол. литературы "научно-популярного" уровня, написанной более доступным языком, чего, к сожалению, нет на русском (ни в рунете, ни в книжных магазинах).
Конструктивная критика принимается, что, собственно, режет глаз?
8th-May-2016 12:45 pm (UTC)
Лично мне резало глаз только употребление термина "вены" вместо принятого в русскоязычной литературе термина "жилы". В остальном все написанное совершенно дивно. А на счет пригодности такого текста для профессионала так Вы бы съемочные отчеты почитали.
"За время работы геологосъемочной партии существенных изменений в геологическом строении района не наблюдалось"
9th-May-2016 02:01 am (UTC)
Понятно, спасибо. "Вены" это калька с английского "veins".
О, как носительно русского геологического, скажите мне как правильно по-русски переводится nivation (процесс эрозии снежником). Так и будет "нивация"?
9th-May-2016 08:34 am (UTC)
Точно ответить трудно.
В русской терминологии употребляется термин нивальный климат
Нивальный Климат - (от лат. nivalis - снежный - холодный), в геоморфологической классификации климат высоких широт или высокогорий. В условиях нивального климата снега выпадает больше, чем может растаять и испариться, из-за чего образуются снежники и ледники.

Как это связанно именно с ледником я не совсем понимаю.
Во всяком случае я недавно скинул своему приятелю в Эдмонтон вот это
http://geo.sfedu.ru/ucheb/files/obgeol/teoria/lednik.htm
там все про ледники описано
9th-May-2016 02:37 pm (UTC)
Словарь мне говорит "нивация". Перевод терминов вообще дело прекрасное - subduction - субдукция, solifluction - солифлюкция, intrusion - интрузия. Не, я знаю как сказать по другому, просто забавно. Вот и nivation туда же.

Про ледники я как раз сейчас главу в учебнике по геоморфологии читаю. Интересно, да.
9th-May-2016 06:17 pm (UTC)
Как говаривал один наш преподаватель - в любой науке есть генеральная линия.
Вот в медицине, к примеру, генеральная линия откачать страждущего.
(Кстати, какая генеральная линия в математике?)

А вот в геологии генеральная линия - это дать стране угля. И все остальное - геоморфология, палеонтология, минералогия, петрография , тектоника и. т. д. нужны в конечном итоге для того чтобы ответить на извечный вопрос - где нам копать этого угля.

У Вас там в постах по геологии фото каньона где добывали золото, даже с описанием разреза. Вот Вам вопрос по геоморфологии - какой там тип ловушки для россыпного золота ?
9th-May-2016 06:55 pm (UTC)
Несмотря на то, что в местной геологии изначально генеральная линия была дать стране золота, в учебнике, что я читаю, про формирование placer gold deposits, да и про любые другие ore deposits ничего не сказано. Это в другом учебнике, по mining, а его у меня сейчас нет.
"россыпное золото" это placer gold, золотой песок, да? Или я не так поняла? Все мои познания в геологии на английском, посему "тип ловушки для россыпного золота" мне мало что говорит. И какой там тип ловушки?
9th-May-2016 07:40 pm (UTC)
Судя по всему это надпойменные террасы.
Вообще я коварно Вас уже толкаю от теории к практике.
Мыть умеете ?
9th-May-2016 10:45 pm (UTC)
Спасибо. Посмотрю.
9th-May-2016 10:40 pm (UTC)
Мыть умею, но мне это не интересно. :-)

"надпойменные террасы", звучит хорошо, надо запомнить.
10th-May-2016 02:40 pm (UTC)
Спасибо
This page was loaded Sep 30th 2023, 12:23 pm GMT.