Tenquille lake and Mt.McLeod two days trip. July 2-3, 2017.

Tenquille lake trail via Branch 12:
Total distance - 13 km
Elevation gain - 443 m
High point - 1705 m

Tenquille lake Hut to Mt.McLeod:
Total distance - 4.1 km
Elevation gain - 500 m
High point - 2152 m

В прошедшие выходные я неожиданно сходила в горы на целых два дня. Вообще-то сначала на два дня в горы собирался Димка с товарищем, но товарищ в последний момент вильнул хвостом и упс, Димкин поход сорвался, зато образовался мой. Я хотела пойти на Place glacier, посмотреть что там за домик гляциологов стоит на леднике, да и на сам ледник. Трейл, правда, обещали размытый и плохо проходимый, но мы же любим трудности! Однако, мой напарник от трудностей отказался и предложил найти вариант попроще и желательно с домиком, чтоб не ночевать в снегу. С домиком, хитренький такой. На длинные выходные все домики забиты под самую крышу. Но тут я вспомнила про озеро Tenquille, на котором по слухам тоже есть домик. При детальном изучении вопроса выяснилось, что это исключительно уникальный домик! Он не принадлежит ни одному из клубов, он совершенно public, ибо частично финансировался провинцией, построили его волонтеры из Pemberton Wildlife Association и поддерживают его тоже они. В нем нет возможности забронировать себе место, зато и останавливаться там может кто угодно, когда угодно и совершенно бесплатно. А еще он новый (постройки 2011 года) и большой (на 20 человек). Само озеро Tenquille является популярным местом для отдыха, и пусто там обычно не бывает, несмотря на сложности с подходом. Хотя как раз таки с подходом там сложностей нет, есть сложности с подъездом. Но лучше я все по порядку расскажу. В общем, решили идти к этому озеру, посмотреть что там и как, что за домик, стоит ли тащить туда всю семью. В последний момент я все-таки прихватила с собой палатку, посчитав, что домик может быть некомфортно полон, и лучше таки спать в палатке на снегу, чем в домике в компании еще 20 человек.
К озеру есть три подхода - два со стороны Пембертона и один со стороны Birkenhead lake. Для тех, кто не уверен в своих навыках вождения по грунтовкам или чья машина не в состоянии сойти с асфальта вообще, есть самый длинный маршрут, начинающийся от моста через реку Лиллуэт в Pemberton Meadows. Два других подъезда требуют 4х4 и высокий clearance, ибо включают в себя километров 5 деактивированных дорог с глубокими канавами. Самый короткий пешеходный маршрут со стороны Tenquille creek valley, но я не была уверена в состоянии подъездних дорог и не нашла ни одного свежего трип-репорта. Мы потом на озере встретили парочку, которая пришла с той стороны, они сказали, что дороги проезжабельны, но не до конца. Лично их остановила река, глубиной по середину бедра, и пешком им пришлось идти не 1.5 часа, а все три. Меня бы такая река тоже остановила…
В общем, я выбрала маршрут через Hurley FSR и Branch 12 FSR (deactivated). Про Branch 12 недавно писали, что она в хорошем состоянии, а Hurley летом вообще проезжабелен даже для седанов. И выбором этим я осталась довольна. По Hurley FSR надо проехать около 12км, дальше можно припарковаться у поворота на Branch 12 или же свернуть на нее и тащиться километров 5-6 по гравийке с поперечными канавами. Канавы вырыты были старательно, они все еще довольно глубоки и встречаются очень часто. Зато там практически нет размывов и рыхлого гравия. Если б не канавы, то была бы отличная ровная гравийка. Не успела я порадоваться качеству дороги, как мое внимание привлек подозрительный звук, издаваемый машиной во время движения. Opsie-daisy, мы пробили колесо! И тут я узнала, что существуют такие везучие люди, которые за Н лет (где Н стремится к 10) владения машиной и езды по бездорожью на ней, ухитрились ни разу не пробить колесо и не воспользоваться запаской! Мы на своей машине меняли, наверное, уже все колеса и наши рожи примелькались уже во всех ближайших шиномонтажах. В общем, следующие минут сорок ушли на возню с колесом и запаской.
А вокруг цвели вот такие красивые цветочки.

Затем еще немного езды через долбаные канавы и мы на парковке. Кроме нас там еще 7 машин, и две ниже на дороге. Значит народу на озере дофига.
У начала тропы стоит дивная карта со всеми маршрутами. Там оказывается их целая сеть и можно гулять по горам несколько дней не спускаясь к цивилизации. Ключевые слова - Tenquille - Owl lakes recreational sites.

На тропу мы вышли где-то в начале первого. Было жарковато, но большая часть тропы идет в лесу, в тени, так что идти было нормально. Где-то через километра полтора мы встретили первую группу возвращающихся, затем еще одну, еще и еще. Мы радостно подумали, что из 9 машин четыре уже едут домой, значит людей на озере немного и может быть место в домике. Ха-ха-ха, мы просто не учли другие подходы и желание молодежи отдохнуть на озере в дали от цивилизации.
Первый вьюпоинт. И что же мы тут видим? А видим мы долину реки Лиллуэтт на северо-запад от Пембертона. Если присмотреться, то мы видим целиком весь вулканический комплекс горы Мигер.

А это сильно дальше по трейлу, это мы вышли в долину Wolverine creek и смотрим в сторону Пембертона. Вон он там за елками виднеется.

Это у нас Copper Mound. На ее склонах со стороны озера имеется mineral claim, но без штольни, под снегом его не видно, так что мы сильно даже не искали.

Да, еще одна прелесть озера Tenquille и гор вокруг это обилие старых проспектов и шахт. В этой местности в начале 20-го века шла активная геологоразведка и даже добыча какого-то количества руды. Там контактный метаморфизм между вмещающим известняком и “гранитной” интрузией, ну и как результат кое-какая минерализация, но недостаточно для того, чтобы развить там полноценную добычу чего бы то ни было. Так, где-то немного меди, где-то свинца, цинка, молибдена и золотишка, но ни одно из месторождений не тянет на новый Бралорн, даже на новую Lucky Four не тянет. Какие-то клэймы просто клэймы, где-то успели вырыть аж пять тоннелей и накопать чего-то полезного, где-то всего по 1-2 разведочных штольни. Естественно, я себе всею информацию распечатала по ближайшим клэймам, но не залила координаты в ЖПС, решив, что разберемся на месте. Лушче бы я, конечно, все сделала дома, ибо на месте разбираться было уже недосуг.
А мы тем временем идем дальше. Это avalanche chute недалеко от перевала между Goat mtn и Copper Mound.

Цветочки.

Дальше нас ждал перевал. Он оказался очень широким и очень плоским. Водораздел практически не заметен невооруженным глазом. Идешь себе, идешь по открытым лугам, чавкаешь ботинками в раскисшем снегу и в грязи и в какой-то момент неожиданно замечаешь, что вся вода течет не навстречу тебе, то есть в Wolverine creek, а от тебя, в озеро Tenquille.
Это, я полагаю, Goat mtn. вид с боку.

А это Copper Mound напротив нее.

А это я, как же без меня.

Луга, Copper Mound и Fossil Pass между ней и соседним комплексом имени McLeod-a.

Луга в другую сторону, Goat mtn. и Tenquille mtn.

Пока мы тащились по плоским затопленным лугам я уж начала думать, что и озеро лежит прям тут, и берега у него заболочены. Но к озеру все-таки пришлось спуститься, недалеко, метров на 50. Оно, к моему некоторому удивлению, оказалось полностью свободным ото льда. Количество снега вокруг начиная с 1600м наводило на мысль о том, что озеро может еще быть полностью или частично покрыто льдом, а оно уже свободно. Купаться, однако, я не стала. На перевале и дальше на озере нехило дуло, так что мы немедленно перестали страдать от жары и начали мерзнуть.
А вот и домик.

А в домике какое-то невменяемое количество народу. Оказалось, что две большие группы пришли с самого низа, от реки Лиллуэтт. Мы как-то даже не подумали, что кто-то попрется с большими рюкзаками по самой длинной тропе с самым большим набором высоты. Но вот, такие люди нашлись. Отдыхали в домике они уже второй день и судя по обилию пустых или на половину-полных бутылок, а так же витающему вокруг них аромату травы, отдыхали они хорошо.
Мы сначала пошли посмотреть что есть вокруг, а с местом для ночевки решили разобраться потом.
Copper Mound слева, справа часть нижнего хребта Mt.McLeod. Избушечка с красной крышей это какая-то метеорологическая станция. Таблички вокруг настоятельно просили близко не подходить и не нарушать точность измерений. Ну я и не пошла.

Tenquille lake и луга.

Луга и Finch Ridge.

Посмотрев по сторонам мы вернулись к домику и пошли смотреть есть ли у нас шанс занять там себе место на ночь. Домик классный. Больше него только Elfin lakes shelter и Wendy Thompson Hut. В нем есть дровяная печка, два больших стола, кухонный “гарнитур”, раковина для мытья посуды, какая-то посуда, кой-какие инструметы типа топора, пилы и т.д., некоторое количество газовых плиток для тех, кому лень тащить свою (газ не предоставляется), верхний свет LED на батарейках, на спальном этаже есть несколько толстых поролоновых матрасов. Мне там понравилось, но желания ночевать в толпе из 20 человек у меня не возникло. Тем не менее, спальники я разбросала, чтобы занять два места, на всякий случай.
Спальный этаж.

Первый этаж. Картинки со следующего дня, когда все уже убрались из хижины.

Красота на стене.

В общем, заняв место в домике и оставив там рюкзаки мы пошли осматривать окрестности и искать место под палатку. Ближайший к домику кэмпсайт оказался весь занят. О том, что за лугом существует второй кэмпсайт мы узнали только на следующий день, посему продолжили искать место для лагеря в районе хижины. На снегу стоять не хотелось. В результате поставили палатку под большой елкой, проталина вокруг которой успела немного подсохнуть. Надо сказать, место было удачным, достаточно далеко от остального лагеря, чтобы было не шумно, но при этом достаточно близко, чтоб прийти в домик поужинать. Разбив лагерь мы пообедали и решили, что непременно стоит подняться на какую-нибудь гору. У меня были амбициозные планы подняться на Tenquille mtn. в воскресенье, и на McLeod или Copper Mound в понедельник. Но Tenquille была так устрашающе вертикальна и очевидного пути наверх из лагеря не было видно, что мы решили пойти на McLeod. Не то, чтобы МакЛеод был сильно ниже, он такой же, выше 2000м, просто вершины от озера не видно и подъем наверх более очевиден.
Озеро Тенкуилл.

Не знаю что тут случилось с камерой и что это за зеленая пелена, может блик от солнца, но для иллюстрации маршрута сгодится. Вон тот скальный пупырь справа это Copper Mound, хребет слева это часть МакЛеода, пупырышек между ними совершенно бессмысленен, подниматься на него не надо. Подниматься надо влево, к седловинке между этим бессмысленным пупырышком и плечом МакЛеода. По снегу это было не сложно, хотя снег был жидковатым и проваливался у камней и елок.

Смотрим назад на гору Тенкуилл.

Водопад на ручье, вдоль которого мы поднимались.

Tenquille mtn, Finch Ridge, Tenquille lake.

Поднялись до седловины. Ну почти. До самого верха идти не обязательно, можно срезать по более крутому склону слева (третья картинка, по центру). Летом, ну то есть когда снег стает, этот номер скорее всего не пройдет, так как там будет скользкий вересковый склон, а по снегу там нормально подниматься, тем более в кошках и с ледорубом.

Goat mtn and Tenquille mtn.

Tenquille lake.

Только придя домой я поняла, что так и не сделала ни одного снимка собственно вершины МакЛеода. Ну да ладно, в следующий раз. А это мы поднялись на хребет, ведущий на вершину и обнаружили себя стоящими над долиной реки Лиллуэтт.

Там так адски дуло, что шляпу пришлось держать руками.
Copper Mound отсюда выглядит жалким пупырышком, чего не скажешь о Goat mtn и Tenquille mtn.

Столбик на вершине Mt.McLeod.

Mt.Barbour, сосед МакЛеода. Вот тут наконец становится заметно, что влекло в эти горы проспекторов. А то поднимаясь на МакЛеод по серому “граниту” я никак не могла понять где же тут скарн и всякое другое интересное. А оно просто начинается дальше, между МакЛеодом и Барбуром.

Tenquille creek valley, Sun God mtn.

Tenquille creek valley, Grizzly Pass. Вон там, в районе перевала имени медведей гризли, есть заброшенная шахта с пятью штольнями. Надо будет как-нить до нее добраться.

Эту картинку меня все уже видели в ФБ и Инстаграмме, но я все равно ее сюда помещу, для полноты картины - Цапля на вершине горы МакЛеод.

Еще раз долина реки Лиллуэтт, Copper Mound, Goat mtn and Tenquille mtn.

А вон там внизу где-то Пембертон.

Долго на вершине мы оставаться не стали, нас и так чуть не сдуло. На обратном пути оба ухитрились навернуться, провалившись по колено в снег. Я-то легко отделалась, а товарищ ушиб колено о скрывавшийся под снегом камень. Отделался сильным ушибом, но влететь коленом в камень это всегда очень больно, так что спустившись к лагерю мы уже никуда больше не пошли, кроме как в домик поужинать. В домике было шумно, ибо поужинать в сухости и тепле пришли все, включая двух собак, хотя собак по правилам домика внутрь пускать нельзя. И тут я совершила ужасное. Я так скучала по Дельте, что накормила втихаря чужую собаку печеньем. Собака не возражала.
Вроде бы и за ужином я не объелась и затычки для ушей работали отлично, не слышала ничего кроме собственного дыхания, но спалось как-то не очень. Было ощущение, что просыпалась всю ночь, пока раздраженно не достала часы и не обнаружила, что вообще-то уже пять утра и ночь практически прошла. Обрадовавшись этому факту, я зарылась поглубже в спальник, чтобы рассвет не мешал дальше спать и продрыхла до начала десятого. Зато палатка на солнце нагрелась и вылезать из спальника было тепло и приятно.
В домик на завтрак мы пришли последними. Все остальные уже не только позавтракали, но и успели собраться, а кое-какие группы уже ушли. После завтрака стало как-то лениво тащиться на Tenquille mtn, да и ушибленное колено стоило поберечь, посему мы решили обойти вокруг озера и поискать старые шахты между МакЛеодом и Барбуром.
Цветочки цветут не успев еще толком пробиться сквозь снег на лугах.

Перейдя через луг мы обнаружили еще один кэмпсайт с туалетом и fire rings, а так же группу молодежи, собиравшую палатки. Тропа то исчезала под снегом, то появлялась в проталинах, но чаще всего она уходила под воду озера. Уровень воды в озере явно выше обычного, на полметра выше.
Озеро с другой стороны, смотрим на Copper Mound.

Mt.McLeod, но его вершину отсюда не видно, а там, откуда видно, загораживали деревья и я не сфотографировала.

Совсем с другой стороны, смотрим обратно на Tenquille Pass.

Мы ожидали увидеть мост через Tenquille creek, но вместо моста там только куча бревен. В принципе, перебраться не замочив ног можно и сейчас, в высокую воду.

Переправившись через ручей нашли трейл, поднимающийся к озеру вдоль Tenquille creek.
Продолжаем обохдить озеро. Finch Ridge.

С таким количеством снега, как сейчас, понятное дело никаких следов горнодобывающих работ мы не нашли.

Обойдя вокруг озера мы зашли еще раз в домик, посмотреть на него без толпы народа, перекусили, свернули лагерь и пошли обратно к машине.
Цветочки по дороге.

Домой добрались без приключений. Утомительно, конечно, ехать четыре часа до дома, но зато какие там горы! Мне очень понравилось озеро и местность вокруг, надо непременно прийти туда еще раз. Там очень здорово.