Day 7. The Badlands. Drumheller. Atlas Coal Mine. Royal Tyrell Museum.

Отпускных фотографий осталось немного. Я их уже все выложила, осталось написать что там, собственно, изображено.
Из Банффа мы уехали в Калгари, где переночевали и двинулись в сторону Драмхеллера, чтобы показать Светке динозавров. Можно было бы ехать сразу до Драмхеллера, не останавливаясь в Калгари, но лично мне было бы тяжеловато ехать так долго, да еще и без ужина, и мы бы пропустили такую прелесть как Horseshoe Canyon. Мы туда заехали случайно, увидев табличку у края дороги. Какой еще каньон среди плоской как стол равнины? - подумали мы, и свернули посмотреть. А там такое!

Мы забыли про музей с динозаврами и пошли гулять по каньону рассматривая эрозийные ландшафтные формы и ровненькие разноцветные слои пород. Формация так и называется Horseshoe canyon formation, является частью Edmonton group, достигает толщины 230 метров, по возрасту относится к позднему Меловому периоду (63млн.лет - 75млн.лет). Представляет собой слоеный пирог из песчаников, алевритов, сланцев, угля, бентонита и бурого железняка (ironstone). Причем бентонит там везде, бентонито-песчанники, бентонито-сланцы и т.п. Черненькие слои это уголь, красно-коричневые - бурый железняк, белые - бентонито-алевриты и так далее и тому подобное. Уголь в Драмхеллере и окрестностях добывали в промышленных количествах, но качество его не очень, там битуминозный и полубитоминозный уголь, пригодный только для отопления. Но в качестве топлива для отопления домов победил в конечном итоге природный газ, посему большая часть шахт нынче закрыты, а некоторые превращены в музеи. Были так же произведены оценки нельзя ли добывать железо из имеющегося бурого железняка, но оказалось, что овчинка выделки не стоит, не так уж много там железа. Зато слои ironstone образуют красивые "шапочки" на hoodoos и "полочки" на холмах.
Помимо полезных ископаемых этот стратиграфический юнит содержит огромное количество окаменелостей, как обломков, так и целых скелетов динозавров, посему в Альберте очень строгие законы по части поиска и владения местными окаменелостями. Без специального разрешения даже кусочек окаменевшего дерева стащить нельзя.
Верхние слои, покрывающие формацию Каньона Подковы, гораздо моложе ее, на миллионы лет моложе, всю разницу между этими юнитами съела эрозия.
Сам каньон и ему подобное тоже результат эрозии, водной. Badlands, так называются эти земли, тянущиеся вдоль Red Deer river до границы Саскачевана, образовались около 10000-15000 лет назад, когда заканчивался последний ледниковый период. Считается, что этот лабиринт каньонов, оврагов, глубоких лощин был промыт мощными короткоживущими реками воды, сливавшими огромные ледниковые озера. Озера слились, а русла каналов остались.
А это уже современные ручейки промывают себе новые канальчики на дне старых оврагов.

Слой бурого железняка.

Промоины и мини-пещерки.

Полочки.

Светке тоже надо залезть наверх.

Собака сначала радостно носилась по кустам, а потом устала, ведь было очень жарко, и сказала, что дальше никуда не пойдет и вообще в машине было не так плохо, там ведь кондиционер.

Угольный слой и недо-худу

Нагулявшись по каньону мы таки доехали до Драмхеллера, где сначала пошли в информационный центр. Рядом с центром стоит огромная фигура динозавра. В ней есть лестница и можно подняться в голову. Мы не стали. За право посмотреть на парковку у инфо-центра сверху надо заплатить что-то около 3-5 долларов с человека и детям без взрослых нельзя. В общем, мы подумали что это наглый грабеж и на эти деньги лучше мороженого съесть.

Ну а теперь то, теперь то точно к динозаврам! Светка вся уже извелась, обещали динозавров и все никак не показывают, что за люди то. Но к динозаврам попасть так вот сразу не получилось, ибо очередь в музей начиналась с очереди на парковку. Мы было хотели припарковаться где-нить подальше, где-нить в парке и потом пройти пешком, но сначала заехали посмотреть есть ли очередь в сам музей. И правильно сделали, потому что мало того что мест на парковке не было, так еще и в музей стояла очередь часа на полтора, ее хвост заканчивался где-то среди машин. Плюнув на это дело и успокоив расстроенную Светку обещанием вернуться позже и купить ей что-нибудь вкусное, мы поехали смотреть что еще может предложить городок Драмхеллер и его окрестности.
Прошлись по подвесному мосту и посмотрели на остатки старой угольной шахты. Кроме моста и пары деревянных конструкций там, собственно, ничего и не осталось.

Затем путеводитель всячески рекомендовал посмотреть на такое чудо эрозии как эрозийные столбы ака hoodoos. Место оказалось очень популярным. Парковка переполнена, туристы везде, а вот смотреть то собственно и не на что. Худус там аж целых 5 или может быть даже 6. Они заботливо огорожены заборчиком и вокруг них проложены лесенки. Масштабов турецкой Кападокии я не ожидала, но что весь ажиотаж из-за всего пяти маленьких низеньких каменных столбов тоже. В общем, разочарование одно, зря только из машины выходила.

А дальше была угольная шахта - Atlas Coal Mine. Она закрылась то не так давно. Теперь превращена в музей и назначена National Historic Site. Они оказались на удивление дружелюбны к собакам. Собакам можно практически везде, кроме туров на Tipple и под землю. Ну мы ни ту да, ни туда не рвались и пошли гулять по поверхности, рассматривая артефакты и читая пояснительные таблички.

The Tipple.

Почувствуй себя шахтером, покатай тележку. Она тяжелая, я ее тоже покатала.

Светка залезла на и во все выставленные машины. Это ее рука торчит в окошке.

Кусочек угля мы себе тоже взяли, на память (оно лежит у кассы, бесплатно).

Чем-то мне оно гигантскую медведку напоминает.

Душевая

Прачечная

Заправка

У меня в планах было еще поискать ghost towns и старые шахты, их там много в окрестностях, но было так жарко, от жары мы все устали и перспектива шататься под палящим солнцем где-то по кустам никого уже не привлекала. Посему мы решили вернуться к музею и посмотреть может быть толпа уже рассосалась. И дейстивительно, часам к 6 вечера ажиотаж вокруг музея спадает, можно спокойно припарковаться, мест полно, и купить билет без очереди. Поскольку собакам в музей нельзя, то ходили по очереди. Сначала я и дети, потом супруг и дети. В музее интересно, но много не нафотографируешь, да и зачем?

Главный любитель динозавров и ее любимый Тиранозавр Рекс

"Привет, дружок!"

Не помню уже чья это лапа, но девчонок это чудовище даже бы не заметило, они ему ниже колена.

А на улице стоят вот такие симпатишные штучки.

А вот такие штучки бегают везде и везде роют свои норы, даже на клумбах и на площадках для пикника. Эти суслики совершенно сводили с ума Дельту. Как же, дичь! Бегает! Пищит! А ловить не дают!

Окаменевшее дерево.

По парку вокруг музея мы погулять уже не успели, но мы нагулялись в Horseshoe Canyon, посему это нас не сильно огорчало.

Сам музей - Royal Tyrell Museum.

А вечером нас поджидал неожиданный квест - найди ужин для семьи с собакой и детьми. И не то чтобы в городке Драмхеллер не было ресторанов совсем. Они есть, есть даже с патио и работающие "на вынос". Но кто бы мог подумать, что в "длинный" выходной летом, в самый разгар сезона, когда городок забит туристами, несколько ресторанов тоже устроят себе выходной?! Оставшиеся были переполнены и "на вынос" временно не готовили, а тот один, что еще брал заказы на take-out, обещал ожидание заказа более 2х часов, что для нас было совершенно неприемлемо. Рестораны с патио или не разрешали собак или детей. В общем мы оказались в совершенно неожиданной ситуации - в североамериканском городе негде пожрать вечером. В результате купили курицу-гриль в IGA, каких-то помидорок, фруктов, йогурта и плюшек к чаю. Сжевали все это в номере. Хорошо хоть там была супер-дупер кофеварка, позволяющая просто вскипятить воды и получить чай без привкуса и запаха кофе (хотя вкуса чая у него тоже не было).
Конец такого интересного дня оказался смазанным, радовалась ему только собака, так как ей достались все объедки от курицы. Дети, впрочем, тоже не сильно то переживали, после ужина они пошли с папой в бассейн отеля и катались там с горки до посинения.
Все картинки тут.
Tags: геология, путешествия

• походное

Я только недавно осознала всю прелесть походов в одиночку. Мне всегда казалось, что одному будет скучно, живого общения и так не хватает, посему…

• Munro lake hike with a friend. April 2, 2021

Total distance ~8 km, Elevation gain 818 m, High point 866 m. У нас очень странно проходят весенние каникулы и еще более странно Пасхальные…

• Прогулка с собакой "на помойку" и McIntyre creek falls

Светка сидит дома уже вторую неделю. То подружек гулять не выпускают, то ногу подвернула на батуте сильно. Но нога уже восстановилась, погода…