День 5. Yoho national park, Moraine lake and Lake Louise.

Стало быть пятый день поездки. В этот день мы планировали посетить национальный парк Йохо, если удастся, то и Burgess shale в нем, а потом вернуться в парк Банфф и съездить посмотреть на озера Louise и Moraine.
Погода с утра не радовала. Было пасмурно, накрапывал дождик и все окрестные горы прятали вершины в облаках. Но нам в какой-то мере повезло. Мелкий дождь быстро закончился, облачность поднялась повыше и стало видно горы. Хотя солнца мы в тот день так и не увидели.
Первой остановкой была долина реки Yoho с водопадами Takkakaw. Дорога к парковке хорошая, асфальтированная, но есть у нее одна особенность - крутой подъем зигзагом где-то в середине пути. Причем зигзаг там такой знатный, что на RV или с трайлером просто не проехать (еще один минус к путешествию по Rockies в RV).
Водопад хорош, чего не скажешь об освещении. Ну уж что получилось.

Высота водопада 380м. Классический пример "висячей долины", наследие ледникового периода.

Mt.Wapta

Водопад поближе

Некоторым было этого мало и они полезли вверх по осыпи под самый водопад.

Yoho river valley & Mt.Wapta

Ледник над западной стороной долины, должно быть кусочек Emerald glacier.

Маленькая рыжая точка в центре кадра это супруг с Лизкой и собакой идут купаться в ледяной воде. Не знаю как там они, а мы со Светкой тут внизу уже совсем замерзли их ждать.

Семья и мост через реку Йохо.

И, собственно река Йохо.

После большого водопада мы отправились гулять вверх по реке к водопадам поменьше - Laughing Falls (total distance 8.8km, elevation gain - 125m). Выбор трейлов для нас был ограничен временем и состоянием моего сломанного пальца на ноге. Слишком долго я все равно ходить не могла.
Это снова водопад Takkakaw с тропинки на Laughing Falls.

А тропинка там хорошая, широкая, идти по ней можно далеко, к самому истоку реки Йохо и, при желании, дальше. Когда-нить мы туда обязательно сходим.

Супруг меня спросил почему на этом участке тропы лес какой-то реденький и дохленький тогда как вокруг стоит густой, высокий и красивый.
А вот почему, потому что там речка бежит. И видимо не просто так бежит, а временами разливается так, что смывает все на своем пути.

Вон какой себе коридор промыла.

Вдоль тропинки есть еще мелкие водопадики.

А на речке вот такое узкое бурное место.

Смеющийся водопад на реке Малая Йохо (Little Yoho river)

Little Yoho river, view from the Falls

Слияние рек Йохо и Малой Йохо. У них цвет воды разный и держится так несколько десятков метров вниз по течению.

Скамеечка на пути обратно.

Вот и пришли обратно.

После прогулки мы поехали на Emerald lake, смотреть на озеро и, потенциально, окаменелости. По пути видели естественный мост. Река промыла в камне тоннель, и его свод еще не успел обрушиться.

А вот и само Изумрудное озеро. Седловина между горами в центре это Yoho Pass. Через него можно пройти в соседнюю долину откуда мы только что приехали.

Согласно карте где-то рядом с этим озером находится знаменитая Burgess shale. Burgess shale это старое название Stephen формации средне-кембрийского периода (540-523 Ма). В ней были найдены в больших количествах хорошо сохранившиеся полные отпечатки живности, в основном трилобитов, а так же много уникальных организмов, нигде больше не встречающихся. В 1980 году оно было объявлено Объектом Всемирного Наследия (World Heritage Site). Отпечатки частей трилобитов не такая уж и редкость, но особенность этого места в том, что здесь отпечатки абсолютно полные, включая мягкие части.
Очень мне хотелось посмотреть на это чудо. Но оказалось, что это не так просто. Раскопки находятся высоко на горе и доступ для праздношатающейся публики туда закрыт. Попасть туда можно только с гидом за умеренную плату. Я это, в общем то, и до поездки знала, не знала только где именно оно находится, параметров маршрута, точной цены и расписания туров. А так же можно ли как-нить пройти мимо без гида чтоб посмотреть хоть одним глазком. Оно, в принципе, можно, но не с детьми и не с больной ногой.
Некоторым у нас очень нетерпелось хоть куда-нибудь залезть.

А раскопки находятся вон там наверху, чуть пониже вершины хребта, справа от центрального пупырышка. Черт знает где, короче. Но туры туда ходят, мы с озера видели один в бинокль.

Посмотрев на недосягаемое мы пошли по тропинке вокруг озера (Emerald lake loop - total distance 5.2 km, elevation change - minimal)
Это Mt.Burgess, надо полагать.

Это Светка ест чернику. Черники там просто море было.

Mt.Wapta с другой стороны.

Озеро с его северного конца.

На подходе к парковке начал капать дождь. Как по расписанию, опять около 4х часов дня. Мы едва успели заскочить в машину как дождь превратился в ливень.
Мостик к полуострову с лоджем и рестораном.

Однако, дождь был каким-то очень локальным. Уже в городке Field было почти сухо. Там мы зашли в инфо-центр, взяли карты и листовку про туры к раскопкам (которую я уже потеряла).
Следующим пунктом программы было возвращение в парк Банфф и посещение двух озер - Moraine и Louise.
Это так выглядит слив из озера. Полностью запружен бревнами. Некоторые пытаются перебраться по бревнам на другой берег не замочив ног. Мы наблюдали три неудачные попытки и ни одной удачной.

Но прыгать по бревнам нет никакой необходимости, потому как рядом есть мост и широкая тропинка-лестница на вершину обвальной кучи, запрудившей долину и создавшей озеро. На самом деле есть две версии происхождения этой кучи камней - обвал с соседней Tower of Babel или ледниковая терминальная морена. Мне больше нравится первая. Не очень оно как-то на морену похоже.

В этом обвале-морене оказалось просто море живности - малые бурундуки, пищухи и золотистые суслики. И все бегают, пищат, лезут под ноги и копошатся. Дельта совершенно ошалела от такого разнообразия дичи и держать ее стало затруднительно.

Это вид с вершины холма на долину, куда сливается озеро.

Подозреваю, что так куча камней, на которой мы стоим скатилась откуда-то оттуда.

Опять суслик.

И вот наконец озеро - Moraine lake и Десять Пиков. Раньше этот вид на озеро и скалы над ним печатался на двадцатидолларовых купюрах.

А это Лизка и парковка.

И Светка.

Сеноставка, она же пищуха, она же pika.

Гулять по тропинкам возле озера мы не пошли потому как было уже поздновато и очень хотелось есть, а озеро Луизы осталось не посещенным. Поскольку до Louise lake ехать ближе, чем до ресторанов в городке и вообще там на озере есть большой отель с пятью ресторанами, то все же сначала поехали на озеро.
А там людей! Как на Невском. Ну мы тоже протолкались поближе к воде и сделали стандартный снимок.

И еще несколько.

Вот такие товарищи прилетели к нам познакомиться поближе - Североамериканская ореховка (Clark's Nutcracker, Nucifraga columbiana). Подпускали к себе близко, но на руку за орехами не прилетали, опасались.

Супруг рвался пройти хотя бы вдоль озера в сторону ледника, но время ужина было уже тут, а те, кто стоят между мной и ужином, долго обычно не живут. Но погулять ему все-таки очень хотелось, посему мы договорились всего лишь пройти вдоль набережной и обратно. Однако, идти обратно тем же путем ему было скучно и он завел нас в такие задворки отеля Фэйрмонт, о которых, пожалуй, не каждый его сотрудник знает. В конце концов мы оттуда выбрались, но, блин, лучше б к леднику сходили, времени столько же бы заняло. В качестве компенсации ужин был в ресторане нашего отеля, нормальный, без пиццы. Дети, конечно, были недовольны, но что они понимают в all-you-can-eat buffet с ростбифом (не fine dining, но вполне прилично).
Все картинки этого дня лежат тут.