День 3. Национальный парк Джаспер.

Продолжаем смотреть картинки из летнего отпуска.
Третий день поездки мы провели в Национальном парке Джаспер.
Начали с изучения меню и ценника в ресторане лоджа. Результат нам не понравился - 15 за два яйца с сосиской плюс всякая углеводистая ерунда из "континентального буфета" показалось дороговато. Посему выехали голодными, планируя позавтракать где-нибудь по дороге.
По дороге вот такая красота - Roche Miette. Сложено оно массивным известняком формации Паллистер (Поздний Девон, 366-363Ма). Это самый гомогенный слой известняка, толщиной целых 620м. Очень устойчивый к эрозии, образует большие эффектные скалы. Выветривается в серый цвет, внутри же почти черный и белыми венами кальцита. Чудно полируется. Полированный Паллистер мы видели в каньоне Малин.

А это, по-моему, озеро Джаспер и Bedson Ridge из того же Паллистера.

А это Mt.Edith Cavell выглядывает из-за угла возле Джаспера. К ней поближе мы завтра подъедем.

Наша первая цель - каньон Малин.
Вьюпоинт на долину реки Атабаска по пути к каньону. Обрыв по центру слева это нижняя часть каньона, там где он уже сходит на нет.

Это, если я не ошибаюсь, Pyramid mountain. Сложена из кварцита формации Гог (ранний Кембрийский период, 570-540Ма, 700м-4000м). Очень интересный юнит, я про него потом как-нить расскажу, может даже с картинками.

Каньон.

Каньон Малин пропилен рекой в известняке формации Паллистер. Глубина каньона 55м, а ширина местами всего пара метров, белка перепрыгнет. Вдоль него идет тропинка, где-то она асфальтирована, а кое где это отполированный ногами туристов камень. Выглядит красиво, но очень скользко.

Вот это кругленькое в середине это pothole, выбоина в которой вода гоняла по кругу гальку пока не пропилила такую вот круглую дыру.

Та самая скала, которую мы видели с вьюпоинта.

Формация Паллистер богата карстовыми образованиями и каньон Малин не исключение. Видели несколько притоков реки, вытекающих из-под скал.

На обратном пути мы поднялись выше по течению относительно точки входа на тропу и нашли там симпатичный водопад.

За водопадом был ресторан Tea-House, типо чайный домик. Там то мы и собирались позавтракать. Цены в нем оказались такими же безумными как и в лодже, но есть то хочется, решили брать что дают. У ресторана большое патио, спросили можно ли со собакой, ответили что можно. Супруг пошел делать заказ, а я с животным на патио выбирать столик. Но тут неожиданно на меня выбежала девушка и замахала руками, мол, вы что, с собаками нельзя, мы же тут еду подаем. Стала бы я там ходить, если бы вы там еду не подавали… Оказалось, что супруга проинформировали неверно и собак они таки на патио не пускают, но милостиво разрешили нам сесть в самом дальнем углу, привязав собачку с другой стороны ограды. Оценив загаженность предлагаемого столика, густоту кустов за оградкой и высоту патио относительно земли, мы решили от завтрака в этом чудном месте отказаться. Все ж таки поводок у меня стандартный, то есть не очень длинный, подвешивать на нем собаку к оградке патио в наши планы как-то не входило. Интересно, у них вообще выручка какая-то есть, если они так легко разбрасываются клиентами? В полдень при парковке забитой автобусами и каньоне просто кишащем туристами в ресторане кроме нас и официанток не было ни души.
Пришлось перекусить имевшимися с собой батончиками и поехать дальше.
Дальше было Medicine lake. Это очень интересное озеро. У него нет стока, то есть из него не вытекает река. Однако, осенью оно почти все уходит, а весной снова наполняется. А все потому, что под ним есть система пещер, куда по трещинам и сливается вода. Весной приток воды превышает пропускную способность карстового "водопровода", посему озеро наполняется. Когда приток воды спадает, вода уходит под землю и в конечном итоге где-то выливается в Maligne river. Я такого типа озера видела в Ленинградской области.

Вверх под долине за Medicine lake лежит Malignе lake. Это уже самое обычное озеро, которое ведет себя как положено, сидит на одном месте и никуда не ходит. Наполняется водой из ледников, сливает ее в одноименную реку. Возле него мы немного погуляли по небольшой кольцевой тропинке километра на 4-5.

Луга. На тропинке собакам можно, а на луга уже нельзя. Вообще, Rockies не очень pet-friendly место, им почти никуда нельзя. Хотя в рекламных буклетиках пишут крупными буквами "не оставляйте Бобика дома, берите с собой, ему тут понравится". Really?

Это была попытка снять ледниковую ландшафтную форму типа kettle - углубление оставшееся от большого куска льда, который откололся, был засыпан гравием, песком землей вровень с поверхностью, затем растаял, оставив яму. Подобные ямы часто заполняются водой образуя озера (Tuc-el-Nuit в Оливере, например). Тут озера нет, просто болотце на дне, да и вообще эта яма не очень глубокая.

Вот и у меня есть фотография с цветными каноэ на озере Малин. Подобных снимков в инете, наверное, тысячи, как под копирку.

На озере есть гостиница, прокат лодок, водные туры по озеру и большой информационный центр с кафе типа "столовая". А у инфо-центра огромное патио где никого не волнуют собаки. Там мы и пообедали, правда, на обед был бургер. Вкусный, отличный, сочный, with all the fixings, но бургер. Кстати, ценник у бургера был вполне приемлемый.
На обратном пути мы попали в пробку, виновниками которой была группа горных баранов. Они окружали машины и облизывали колеса.

Следующей целью поездки был инфо-центр в Джаспере. Очень хотелось получить вменяемые карты с маршрутами, ну и вообще посмотреть что у них еще интересного есть.
Здание инфо-центра.

Почта.

Пожарная часть.

После Джаспера мы отправились на Pyramid lake. По пути встретили группу Elks. Опять чуть было не застряли в пробке из желающих их сфотографировать.

Pyramid lake.

Сначала супруг хотел пойти по трейлу километров на пять, но от целого дня хождения у меня разболелась нога с этим несчастным выбитым пальцем, посему мы ограничились короткой прогулкой на маленький остров.

Pyramid mtn. Сложена из кварцита формации Гог. Этот кварцит меня давно интересовал. Метаморфический кварцит я видела, а этот как-бы не совсем метаморфический, а практически осадочный, песчаник, не догретый он для метаморфического. Гог-кварцит это однин из самых крепких, устойчивых к эрозии юнитов в Рокис, очень твердый песчаник, состоящий практически из чистого кварца. Начался он как зерна кварца, вышелушенные из гранитоподобных пород и снесенные реками в море. В процессе транспортировки все лишние минералы растворялись, зерна кварца измельчались до песчинок, в море они сортировались и откладывались слоем песчаника. Необычная чистота этой формации наводит на мысль, что песок для нее был переотложенным, то есть поставлялся не из оригинального гранита, а из разрушаемого эрозией более старого песчаника. К северо-востоку на Канадском Щите есть остатки песчаника средне-протерозойского возраста, могущего быть источником материала для Гог. Так вот, эти кварцевые песчинки оседали на дно мелкого моря, которое постепенно опускалось все глубже. Поверх одного слоя осаждался другой и так далее, слои уплотнялись, давление росло, температура поднималась. Когда толщина такого слоеного пирога достигает километров десяти перегретая вода, циркулирующая внутри породы, может растворить немного кварца с песчинок. А когда такой глубоко лежащий слой поднимается выше и эрозия снимает с него верхние километры пород, давление внутри падает, температура тоже, тогда весь этот растворенный кварц кристаллизуется между песчинками, цементируя их намертво вместе. Получается практически сплошной кварц, такой твердый, что ломается поперек песчинок, а не вокруг, как это происходит с обычным песчаником. Однако, поскольку он не перегревался и кварц не переплавлялся, то оригинальная структура, текстура, окаменелости остаются неповрежденными.
В Гог-кварците встречается некоторое количество пирита, посему скалы, сложенные из него, часто имеют рыжий, красный, оранжевый или розоватый цвета.

На обратном пути мы опять заехали в Джаспер, купили в магазине хлеба с колбасой и плюшек к чаю на ужин. Кухонька в номере, конечно, была, но для готовки не очень приспособлена, максимум чайник вскипятить.
Немножно дюн с озера Джаспер.

Мы долго сомневались ехать или нет на горячие источники Miette. Ведь купаться там все равно не будем, ибо с собакой не пустят, да и вообще на бегу это делать неинтересно. Хотели заехать к бывшей шахте, но пошел дождь. Посему вместо шахты мы посмотрели на Punchbowl Falls.

Все-таки съездили к источникам. Посмотрели на горных баранов на парковке, потрогали теплую воду источника. Дельта баранами очень заинтересовалась, они ею тоже, посему задерживаться мы там не стали.
И напоследок еще горы. Чудная складка в известняке формации Паллистер в Bedson Ridge

Sulphur ridge над источниками.

Все картинки тут.
Tags: геология, путешествия

• Richmond Crit, July 22, 2021

Пока мы со Светкой тренировались в НьюВесте Лиза соревновалась в Ричмонде в очередной criterium race. Снова Women Cat 4. Приехала довольная, говорит,…

• PNE crit race by Escape Velocity

Человек подрос и не желает фотографироваться, посему на фото она хоть и по центру, но боком. Я себя прям папарацци чувствую, когда пытаюсь…

• Jeremy's Roubaix bike race, Sunday, July 18, 2021

В воскресенье Лиза участвовала в велогонке Jeremy's Roubaix. Это местная велоклассика, смешанный маршрут гравий+дорога, проводится уже 15 лет в Питт…