День 2. От Камлупса до Джаспера через Mt.Robson provincial park.

На второй день планировалось доехать от Камлупса до Mt.Robson park, погулять там, затем поужинать в Джаспере и переночевать у его восточной границы в Overlander mountain lodge.
Рядом с гостиницей оказался симпатичный парк с видом на город сверху.

Выехали часов в девять, хотя я всех торопила выехать пораньше. Недалеко от города заехали в придорожную овощную лавку купить фруктов в дорогу. Это был первый и последний раз когда за фруктами пошел супруг. Таких дрянных и незрелых фруктов по таким безумным ценам мы еще не покупали никогда. Хотя нет, вру, покупали, на Гавайях. Но там мы не очень ориентировались в тропической экзотике. А тут в разгар сезона нам продали фантастически кислую черешню, я вообще ни разу в жизни не ела кислой черешни, она всегда сладкая была. А абрикосы были такими "зелеными", какие я последний раз ела в детстве с соседского дерева. Некоторые из них пришлось выбросить, так как есть это было невозможно. Персики тоже были не фонтан, но хотя бы съедобные. Короче, не покупайте фрукты в Камлупсе, дорого и невкусно.
Прежде чем рассказывать про поездку в собственно Rockies надо, я думаю, ввести понятие что такое Canadian Rockies и коротко рассказать как они появились и почему выглядят так, а не иначе. Для этого у меня есть книжка Handbook of the Canadian Rockies by Benn Gadd, откуда я и буду переводить. Хорошая книжка, рекомендую.
Для начала введем границы, что именно называется Canadian Rockies. Как говорит Википедия, Канадские Скалистые Горы это горный массив на западе Канады, часть Тихоокеанских Кордильер. Их северная граница проходит по Liard river. C востока они ограничены прериями Альберты, Interior Plains. Южную границу можно провести по перевалу Marias, что в Монтане. На самом деле Rockies продолжаются дальше на юг еще километров на 125, но перевал является одним из самых глубоких в горной цепи, породы к югу от него моложе тех, что севернее, горы пониже, ледники пожиже. Посему Marias Pass является хорошим местом чтобы провести южную границу.
Западная граница - The Rocky Mountain Trench.
Картинка из Википедии для наглядности.

The Rocky Mountain Trench является одной из грандиозных линий на земном шаре, длинная долина, берущая начало на границе Штатов и Канады и продолжающаяся до Liard river на севере. Ее видно даже на снимках с Луны. Осадочные отложения раннего Третичного периода в этой долине говорят о том, что она существовала по крайней мере последние 45 миллионов лет. Как можно предположить структура такого масштаба просто должна быть какой-то формой сдвига земной коры. Так оно и есть. К северу от Принц Джорджа это величественный strike-slip fault вдоль которого горные массивы Кассиар и Оминека сдвинулись к северо-западу относительно Rockies на 400 километров. К югу от Принц Джорджа природа сдвига меняется с горизонтальной на вертикальную, за исключением короткого отрезка между Wood river и Skookumchuck, траншееобразный характер долины отражает подлежащий погруженный блок земной коры. То есть к югу от Принц Джорджа Rocky Mountain Trench является грабеном. Грабен это когда блок породы опускается вниз относительно пород с обеих сторон. С восточной стороны долины действительно есть нормальный сброс (normal fault, когда смещение происходит по вертикали), а вот с западной не очень ясно есть он там или нет, если его там нет, то долина не грабен, а полуграбен, (это когда сброс произошел только с одной стороны блока)
Вот в эту траншею-переросток мы и въехали где-то во второй половине дня. Таки да, впечатляет. Широкая-широкая долина с очень плоским дном и высокими горами по обеим сторонам. Попытка сфотографировать это со дна, в Valemount то есть, особым успехом не увенчалась. Это надо фотографировать откуда-то сверху.
Вот, городишко Valemount. Там мы купили в A&W самые невкусные в мире бургеры. Не то чтобы там был большой выбор общепита, но к A&W мы теперь даже близко не подъедем.

Возвращаясь к Скалистым Горам, Канадские Скалистые Горы отличаются от Американских (кто бы мог подумать, а?). Они сформировались путем горизонтальной компрессии осадочного чехла, покрывавшего северо-американскую плиту, с очень небольшим поднятием коры и практически отсутствовавшей вулканической активностью. Высота горных хребтов обусловливается главным образом нагромождением пластов пород друг на друга. Американские же Скалистые Горы были образованы путем поднятия блоков самой плиты, сопровождавшегося бурной вулканической активностью.
Все Канадские Кордильеры от Скалистых гор до Тихоокеанского побережья образовались в процессе компрессии в течении 130 миллионов лет, со 175Ма* до 45Ма, затем растяжения, ну и на закуску немного тектонического подъема. (*Ma - миллионов лет назад)
Весь процесс можно разделить на пять частей:
1. После длительного периода движения на восток то, что впоследствии станет Северной Америкой начинает двигаться на запад, отделяясь от Европы и Африки. Открывается Атлантический океан. Террейны Intermontane и Insular лежат где-то далеко в океане. Каждый является супер-террейном, то есть амальгамацией более мелких террейнов, в основном вулканических островов.
Про то что такое террейны (terrains) и как образовалась западная часть Северной Америки вообще можно найти в инете или у меня вот тут.
2. В раннем и среднем Юрском периоде (175-165Ма) Intermontane terrain сталкивается с континентом, размазываясь по краю плиты и удлинняясь в процессе. Этот эпизод называется Колумбийским орогенезом (Columbian Orogeny). Сильнейшая компрессия сминает континентальный край создавая горные массивы Коламбия, Оминека и Кассиар. Сжатие продолжается создавая западные хребты Скалистых Гор около 120 Ма и главный хребты (main ranges) около 100 Ма. Thrust-sheets (вот как это сказать на человеческом русском? надвиги пород?) в Rockies нагромождаются друг на друга с запада на восток.
3. Insular Terrane сталкивается с континентом в ранне-меловом периоде, около 85 Ма. Это Ларамийский (Ларамидский?) орогенез (Laramide orogeny). Увеличившееся давление на континентальный край создает передние горные цепи (front ranges) и предгорья (foothills) Скалистых Гор около 60 Ма.
4. Ларамийский орогенез постепенно сходит на нет в Палеоцене и к 45Ма доминирующей активностью становится strike-slip faulting (образование сдвигов коры в горизонтальной плоскости). Канадские Кордильеры к западу от Скалистых гор полосами сдвигаются на северо-запад вдоль главных разломов (сдвигов, сбросов), смещая западную границу старого континентального края на 400км. Движение вдоль самых западных из этих сдвигов продолжается и по сей день.
5. В то же самое время или немного позже по территории всей нынешней Британской Колумбии начинается растяжение коры. Нормальные сбросы образуют Rocky Mountain Trench, долины Flathead и Elk. Позже в Третичном периоде та сторона нормального сброса, что формирует восточную сторону Rocky Mountain Trench с юга, поднимается метров на 600. В некоторой степени образования нормальных сбросов происходит в этой области и по сей день.
Особо наглядной картинки не нашла, но вот на этой видно как примерно выглядит южная часть Rockies в разрезе к западу от Калгари. Картинка стащена отсюда.

Вот если коротко, то как-то так. Если не коротко, то я никогда не закончу этот пост.
Занчит после Valemount мы въехали в собственно Скалистые Горы. Первой остановкой были водопады в Rearguard Falls provincial park.

После водопадов мы увидели Mt.Robson, самую высокую гору в Канадских Скалистых Горах - 3954 м. Супруг тут же начал прикидывать как сподручнее на нее подняться, хотя облака закрывали вершину и мешали рассмотреть возможные маршруты.

Следующей остановкой был, собственно, парк имени горы Робсон. Там планировалось посетить информационный центр и погулять до озера Kinney. Но в парк мы приехали довольно поздно, у меня болел сломанный (я таки думаю, что сломанный, ибо до сих пор болит, а уже почти 2 месяца прошло) палец на ноге, посему до самого озера решили не идти, а просто пройтись вдоль реки до, скажем, водопадов, помеченных на карте.
Пока супруг общался с рейнджерами в инфоцентре девицы играли на площадке, я обозревала окрестности, а Дельта лежала у моих ног в тенечке и тяжело дышала, ибо день выдался жаркий.

А это мы идем вдоль реки. Километров 6-7 где-то прошли туда-обратно.

А это те самые водопады, мы мимо них пробежали и не заметили. Свою ошибку обнаружили только на обратном пути.

После прогулки мы поспешили в сторону Джаспера, останавливаясь сфотографировать все, что приглянется.
Moose lake

Я так подозреваю, что это гора Fitzwilliam. Разноцветная такая. Рыженькое снизу это доломит формации Бинг (Byng formation), а темненькое это сланцы Верхнего Миетте. И то и другое принадлежит к группе Miette позднего Протерозоя (730-570 Ма)

В сам Джаспер приехали уже вечером, почти в 7, а по местному Горному времени, так и почти в 8. Инфо-центр уже был закрыт. Оставив машину посмотрели по сторонам,

и пошли искать где бы нам поужинать. Обнаружили, что в Джаспере катастрофически нет ресторанов с патио. Их там всегод 3, но один из них собак не разрешает, другое патио было уже занято людьми с собакой, поскольку столиков там было всего 3 и все заняты, то мы, голодные и злые, пошли искать дальше. Нашли ресторан, L&W Restaurant. Поскольку выбора не было, то остались у них. Нда, цены ванкуверские, сервис и еда советские. Хотя пожалуй зря я так про советскую еду. В общем, ужин был настолько плох, что мы даже чаевых не оставили, первый раз лет за 10 наверное.
До места ночевки в Оверландер лодже у восточных ворот парка мы добрались уже почти в темноте. Про то впечатление, что произвел лодж я уже писала, посему здесь повторяться не буду. Однако, будьте внимательны, читая описания отелей, лоджей и прочих постоялых дворов. Если в них употребляется слово cozy, значит юнит маленький. Если это слово употребляется больше одного раза, значит он не просто маленький, а крошечный и тесный.

Все картинки тут.
Tags: геология, путешествия

• Mt. Trebevich hike. October 11, 2021

Total distance 9.42 km Elevation gain 541 m High point 1629 m Когда мы только собирались в эту поездку я изучала вопрос коротких трейлов на…

• Mt. Jahorina hike. October 5, 2021

Total distance ~6 km Elevation gain ~333 m High point 1874 m (or 1916m ?) Исследовали ближайшую гору - Яхорину. Это большой хребет с несколькими…

• Munro lake hike, September 21, 2021

Total distance 8 km Elevation gain 813 m High point 863 m Я долго колебалась идти сегодня вечером или нет с деушками из местного ФБ-сообщества…